Сюрпризы начинаются с первого же задания тестовой части ЕГЭ по русскому языку, где изменена формулировка: «Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений». Из задания убрана подсказка, сколько правильных ответов находится в перечисленных под текстом утверждениях. Раньше их было точно два, а теперь может оказаться, что их четыре, и не следует обольщаться тем, что в варианте, предложенном публике, сохранен прежний формат: так уже было с заданиями на понимание большого текста.
Второе задание тоже претерпело изменения: экзаменаторы убрали список слов, одно из которых можно было вставить, опираясь на смысловые отношения между двумя предложениями или частями сложного. В новой версии ученик выбирает слово сам, и его выбор ограничен грамматической категорией, которую нужно знать (мелочь, а приятно).
Задания 3-5 остались прежними, 6-ым стал 21 вопрос, что, в принципе, логично. 7-е и 8-е задания просто сменили порядковые номера (в прошлом году они были 6-ым и 7-ым).
А вот 9 и 10 пункты теста не могут «не порадовать»: если раньше в задании, посвященном безударным гласным, нужно было проанализировать 5 слов, то теперь их стало 15. Еще на 5 слов подросло 10-е задание (правописание приставок). Но самое приятное заключается в том, что количество правильных ответов «освободилось от оков единицы» и стало вольным (привет от централизованного тестирования?)
Увеличились в объеме и выборе ответов задания, посвященные правописанию суффиксов и окончаний: в предыдущие годы нужно было выбрать одно слово из пяти, в этом – выпускнику предстоит самостоятельно определить количество правильных ответов и проанализировать по 10 словоформ.
Появилось новое задание по синтаксису: «Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений». (Было, было нечто подобное несколько лет назад. Там, правда, просили выбрать объяснение постановке тире и двоеточия).
Итого: в тестовой части из 25 заданий изменены 6 (примерно ¼ работы) + одно новое. И все нужно сделать, уложившись в прежние временные рамки -210 минут!
Внесены принципиальные корректировки в критерии оценки сочинений: не 3, а 5 баллов стоит теперь комментарий прочитанного текста (разногласия между учителями о том, включать или нет в сочинения цитаты, сняты, потому что в критериях написано, что 5 баллов будет, если «Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. Дано пояснение к 2 приведённым примерам. Выявлена смысловая связь между ними».
А вот с примерами, иллюстрирующими точку зрения автора сочинения, беда: во-первых, получить за них можно лишь 1 балл, во-вторых, из критериев исчезло требование аргументировать свое высказывание, опираясь на тексты художественной и публицистической литературы, но при этом оценка фактической точности фонового материала осталась (ох, ждут нас в этом году публицистические тексты, поднимающие проблемы отношения к разным современным процессам, научным изысканиям и т.д.)
Как обычно, в конце статьи делимся своими впечатлениями: экзаменационная работа стала объёмнее и по-настоящему сложнее. Думается, в этом году не стоит тянуть с началом подготовки, следует приниматься за нее прямо сейчас.